30.10.2024
С 30 октября 2024 года посетителей выставки «Донбасс» в филиале Исторического музея в Туле ждет обновленная экспозиция. Государственный центральный музей современной истории (ГЦМСИР) и Исторический музей представляют новые экспонаты, рассказывающие о современной истории Донбасса.
Часть предметов связаны с событиями 2014 года на площади Независимости в Киеве. Это щит сотрудника спецподразделения МВД Украины «Беркут», фотографии участников протестов. Экспозиция также пополнилась личными вещами добровольца Народного ополчения Луганской Народной Республики с 2014 года, офицера народной милиции ЛНР, участника СВО Д. В. Петрова.
На выставке можно будет увидеть и самодельную экипировку бойцов народного ополчения ЛНР, изготовленную из автомобильных рессор в 2014 году.
Государственный исторический музей входит в составе Межмузейной рабочей группы по комплектованию артефактов на территории проведения СВО, созданной Министерством культуры РФ под эгидой Российского исторического общества. После экспедиций на освобожденные территории собрание музея пополняется. Так на выставке «Донбасс» можно увидеть фрагмент аккордеона из музыкальной школы, разрушенной в ходе боевых действий в городе Кременная.
Один из новых экспонатов выставки — тульский трехлитровый латунный электрический самовар-банка, пробитый пулями. Он подарен тульскому филиалу ГИМ командиром одного из подразделений 106-й гвардейской воздушно-десантной Тульской дивизии ВДВ во время одной из гуманитарных миссий в зону СВО. Также в экспозиции — подбитые дроны-разведчики, трофейный гранатомет РПГ-75 чешского производства.
В отдельной витрине — модели изделий АО «НПО «Сплав» им. А. Н. Ганичева» — РСЗО «Торнадо-С», тяжелой огнеметной системы ТОС-2, инженерной системы дистанционного минирования. Представлена и продукция АО «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б. Л. Ванникова» — самовар жаровый «Полевой» и переносная печь для обогрева помещений «Штамп-24».
Выставка «Донбасс», над созданием которой работали Музей современной истории России и Государственный исторический музей, рассказывает об истории самобытного региона, сохранившего многовековую тесную связь с Россией. Один из разделов выставки посвящен СВО. В нем представлены артефакты, собранные специальной межмузейной группой на территории проведения СВО. Выставка работает до 18 ноября 2024 года.
15.10.2024
Начался специальный показ в рамках выставки «Донбасс». Это модели изделий АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова», стоящих на вооружении российской армии и выполняющих боевые задачи в зоне Специальной военной операции. Этикетаж экспонатов содержит описание назначения изделий и их подробные тактико-технические характеристики.
Посетители увидят модели ЗРК «Панцирь-С1М» и «Панцирь-С1»: изделия, разработанные АО КБП, применяются в зоне Специальной военной операции. Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь МЕ», уменьшенная модель которого также будет представлена на спецпоказе, предназначен для самообороны надводных кораблей от массированных ударов высокоточного оружия, борьбы с надводными и береговыми целями.
Боевые задачи на высоком уровне выполняет боевая машина десанта БМД-4М. Модель, представленная на выставке — с боевым отделением «Бахча». Подразделения ВДВ для эффективного ведения боевых действий используют также боевое отделение «Берег» на шасси комплекса «БМД-2», обеспечивающее поражение живой силы противника, фортификационных сооружений, разного рода техники и низколетящих воздушных целей в любых метеоусловиях. Спецпоказ знакомит с моделью этого изделия, как и уменьшенной копией боевого отделения «Бережок», предназначенного для оснащения бронетанковых машин.
Выставка «Донбасс», над созданием которой работали Музей современной истории России и Государственный исторический музей, рассказывает об истории самобытного региона, сохранившего многовековую тесную связь с Россией. Один из разделов выставки посвящен Спецоперации Российской Федерации, ее героям. В нем представлены артефакты, собранные специальной межмузейной группой на территории проведения СВО.
07.10.2024
К началу Первой мировой войны Россия обладала развитой полиграфической индустрией, использовавшей самые современные машины и материалы. Промышленная печать успешно применяла хромолитографию в том числе и для производства плакатов. Для большей части населения Российской империи главным источником информации о войне «с германцем» были именно яркие цветные печатные листы.
До Первой мировой военных плакатов в России не печатали. Их прообразом стал лубок на сюжеты войны. Юмористические картинки в примитивистской манере с подписями, сравнимые с современными комиксами, висели на видном месте.
Лубки из серии «Картинки — Война русских с немцами», изданной в Петрограде во время Первой мировой войны, выполнены в технике литографии. Серия состоит из рисунков, созданных в подражание лубку XVIII века художником Н. П. Шаховским, тексты составлены В. И. Успенским. Вся серия насчитывала 100 картинок и была выпущена небольшим тиражом в 1914 – 1915 годах. На выставке представлены листы «Фриц после своих побед готовит себе обед» и «Немецкий принц Иоахим был воином плохим». Сюжеты заимствованы с русской лубочной картинки XVIII века, но переработаны в соответствии с военно-политической ситуацией.
Выпуском политических и сатирических плакатов занимались десятки типографий, расходились печатные листы тысячными тиражами. В ряде случаев основой плакатов были карикатуры, высмеивающие врагов и поддерживающие военные усилия России. На выставке «Забытая война» будет показан лист «Хоть одет ты и по форме…», выпущенный в 1914 году Фабрикой плакатов А. Ф. Постнова. Плакат представляет собой сатиру на императора Вильгельма II и его союзника, австрийского императора Франца-Иосифа.
Специальный показ плакатов о Первой мировой войне из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское село» начался 7 октября 2024 года.
Выставка «Забытая война. Ратная палата и Исторический музей — хранители памяти» завершится 21 октября 2024 года.
02.09.2024
Со 2 сентября 2024 года посетители выставки «Забытая война. Ратная палата и Исторический музей — хранители памяти» в филиале Исторического музея в Туле увидят новые экспонаты. В рамках специального показа будут представлены раритеты из фондов Ратной палаты (Государственный музей-заповедник «Царское Село»). Это оружие русских солдат и награды государств, принимавших участие в сражениях Первой мировой войны.
В 1891 году в России на вооружение была принята трехлинейная винтовка системы С. И. Мосина. Этот образец стал основным стрелковым оружием русской императорской армии в годы Первой мировой войны. В России винтовки производились на Тульском, Сестрорецком и Ижевском оружейных заводах. Однако армии требовалось оружия в разы больше. Главное артиллерийское управление Российской империи в 1915 году выбирает для размещения заказа на производство винтовок американские компании «Ремингтон» и «Вестингауз». Последняя должна была поставить почти два миллиона трехлинеек до апреля 1917 года. Качество американских образцов было неважным, их приходилось доводить до приемлемого качества на месте, в полковых оружейных мастерских. Трехлинейная винтовка системы Мосина образца 1891 года, произведенная Westinghouse Company в 1915 году, будет участником специального показа.
В драгунских полках русской армии вплоть до 1917 года была популярна солдатская шашка азиатского типа. На выставке «Забытая война» ее можно увидеть в полном комплекте — с ножнами, темляком, портупеей и штыком. Модификация шашки была разработана в 1834 году для ряда полков, несших службу на Кавказе. Первым воинским формированием, получившим это оружие, стал Нижегородский драгунский полк, именно поэтому в среде солдат этот тип шашки назывался «нижегородка». Ножны шашки, как полагалось для нижних чинов, дополнены креплением для четырехгранного штыка и самим штыком к винтовке системы Мосина.
Нижние чины кавказских казачьих войск были вооружены кинжалами, принятыми на вооружение в 1904 году. Образец такого кинжала, сделанный мастерами Златоустовской оружейной фабрики, также будет представлен в ходе спецпоказа.
Награды — особые памятники войны. Государства, участвовавшие в глобальном военном конфликте между двумя коалициями европейских государств — Антанты и Тройственного союза, разрабатывали специальные знаки, чтобы отметить заслуги проявивших себя на поле боя. Спецпоказ в рамках выставки «Забытая война» позволит в деталях рассмотреть баварский Крест короля Людвига (Бавария входила в состав Германской империи), японскую медаль Победы (воевала на стороне Антанты). Будет представлена и Медаль в память союзной победы (Великобритания), учреждена масонским Королевским старинным Орденом буйволов в память победы в Первой мировой войне. Отметим, что специальный показ в рамках выставки, посвященной 110 годовщине начала Первой мировой войны начнется 2 сентября, накануне памятного дня российской истории — дня окончания Второй мировой войны, завершившейся победой СССР над Японией 3 сентября 1945 года.
28.08.2024
27 августа выставку «Забытая война. Ратная палата и Исторический музей – хранители памяти» в филиале Исторического музея в Туле осмотрели полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Игорь Олегович Щеголев, временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области Дмитрий Вячеславович Миляев и первый заместитель министра культуры Российской Федерации Сергей Геннадьевич Обрывалин.
Выставка, подготовленная к 110-летию с начала Первой мировой войны Историческим музеем и Государственным музеем-заповедником «Царское Село», открылась 21 августа и ждет туляков и гостей города до 21 октября 2024 года.
И. О. Щеголев оставил запись в книге отзывов: «Поздравляю коллектив музея с замечательной экспозицией и стремлением возвратить из забвенья героические страницы русской истории».
23.08.2024
19 сентября 2024 года в рамках проекта Государственного исторического музея «Школа музейного профессионала» в филиале ГИМ пройдет выездная сессия. Школа музейного профессионала — это серия авторских семинаров, призванная выявить лучшие практики в реализации культурных проектов, повысить профессиональные компетенции сотрудников музеев России и вдохновить их на новые инициативы.
В программе выездной сессии проекта — вопросы дизайна в издательском деле, экспозиционного дизайна, варианты использования нейросетей в музейной коммуникации.
Проект «Школа музейного профессионала» — одно из направлений конференции «Актуальные направления деятельности музеев», которую уже 10 лет проводит Государственный исторический музей. В очном выездном формате Школа музейного профессионала проводится в ГИМ впервые.
Участие бесплатное, необходима предварительная регистрация до 17 сентября.
20.08.2024
Экспозиция посвящена сохранению памяти о важнейшем событии ХХ века, которое долгое время предавалось забвению в России и не было предметом самостоятельного изучения. Над проектом работали Исторический музей и Государственный музей-заповедник «Царское Село», в собраниях которых хранятся крупнейшие коллекции, связанные с трагическими событиями Первой мировой. В открытии выставки приняли участие генеральный директор Исторического музея А. К. Левыкин, директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» О. В. Таратынова, председатель Тульской областной Думы Н. Ю. Воробьев, министр культуры Тульской области Т. В. Рыбкина.
«Первая мировая война — последний эпизод Российской империи, после которого она прекратила существование. И не только она, а четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Кардинально изменилась не только карта мира. Произошло перестроение привычных понятий и ценностей. Современному человеку важно осознание этого факта. Технологии и люди — вот два полюса войны. «Забытая война» — выставка о том, какой Первая мировая объективно осталась в материальной памяти. Каждый предмет экспозиции — «говорящий», за каждым — история. И мы благодарны коллегам из Государственного музея-заповедника «Царское Село» за помощь в создании выставки, за то, что они привезли в Тулу неоспоримые свидетельства той эпохи, хранящиеся в Ратной палате», — подчеркнул, открывая выставку, генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
В августе 1914 года в ГИМ был создан Отдел текущей войны. Позже музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, Военно-исторического музея, Артиллерийского исторического музея, комплексами, передававшимися из семей участников войны, а также памятниками, привезенными из историко-бытовых экспедиций.
В Ратной палате (ГМЗ «Царское Село»), заложенной в 1913 году по инициативе императора Николая II для создания Музея истории русских войн, после начала боевых действий было решено создать хранилище трофеев и Портретную галерею георгиевских кавалеров. Строительству здания Государевой Ратной палаты в Царском Селе и организации в нем музея, посвящен один из разделов выставки.
«Мы рады, что выставка в Туле стала одним из ярких событий в большом цикле мероприятий к 110-летию начала Первой мировой войны и 10-летию создания в Царском Селе единственного в современной российской истории музея, посвященного этой трагической странице истории. Хочу сказать спасибо коллегам из ГИМ за вдумчивую совместную подготовительную работу и сотворчество. Посетители увидят истинные раритеты из коллекций двух музеев, в том числе мундиры императора Николая II и цесаревича Алексея из царскосельского собрания. Уверена, что такая экспозиция поможет выполнить важную миссию — рассказать о «забытой войне» и о судьбах ее участников так, чтобы наши соотечественники, прежде всего молодые, захотели больше узнать о тех далеких событиях», — отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
В особняке Белолипецких, в котором находится филиал Исторического музея в Туле, в годы Первой мировой войны был устроен лазарет для раненых воинов. В память об этом демонстрируется серия фотографий из Государственного архива Тульской области.
Посетители выставки увидят вооружение, документы, фотографии, награды, плакаты, портреты георгиевских кавалеров, элементы обмундирования Первой мировой войны.
Дополнительная информация по телефону 8 (4872) 77-31-65.
25.07.2024
Год семьи уделяется особое внимание вопросам социальной поддержки военнослужащих – участников СВО и их семей на разных уровнях и направлениях. Так музеи и их культурные и образовательные программы вошли в программу адаптации к мирной жизни.
Акция «Музейная неделя» предусматривает бесплатное посещение выставки «Русская свадьба» участниками специальной военной операции и их семьями. Соответствующие билеты можно приобрести на сайте музея или непосредственно в кассе при предъявлении документов, подтверждающих статус участника СВО и члена семьи участника СВО.
Кроме того, с 28 июля по 29 сентября 2024 года вышеуказанные категории граждан смогут бесплатно посещать выставки в филиале Исторического музея в Туле в последнее воскресенье каждого месяца при предъявлении карты Zабота и удостоверения личности. Дополнительная информация по телефону: +7 (4872) 77-31-65.
11.07.2024
С 11 июля 2024 г. в экспозиции представлены гравюры из альбома «Живописное изображение обычаев, одежды и увеселений русских» Д.-А. Аткинсона. Книга была издана в Лондоне в 1803 – 1804 гг. В ней нашли отражение особенности понимания иностранцем реалий русской жизни.
Аткинсон детально воссоздал быт разных представителей общества: ежедневные хозяйственные заботы, праздники и развлечения, занятия, обряды, средства передвижения. Это костюмно-типажные зарисовки, сюжеты из народной жизни. Рисунки, с которых автор позже выполнил графические листы для специального издания, сделаны с натуры. Все гравюры в альбоме снабжены короткими пояснениями.
На выставке «Русская свадьба» посетители увидят две гравюры — «Танец «Голубец» и «Деревенское развлечение». «Голубец» — старинная русская пляска, движения в которой имитировали ухаживания голубя за голубкой. Танец начинался в медленном темпе, при этом танцор ходил вокруг возлюбленной, приступая к осторожным ухаживаниям. Женщина в этот момент стояла на одном месте, отворачивая лицо от танцующего, изображая отказ от его знаков внимания. Постепенно темп музыки ускорялся, мужчина выделывал разнообразные коленца, демонстрируя настойчивость своих притязаний. Танцующая в ответ уступала его желаниям и присоединялась к нему в веселой пляске. Аткинсон показывает не только пляшущую на деревенской улице с добротными домами пару, но и зрителей с аккомпаниатором на балалайке.
«Деревенское развлечение» — зарисовка задумавших что-то девушек в праздничных нарядах; за ними наблюдают парни.
Джон Август Аткинсон, британский подданный, с девяти лет жил в России вместе со своим приемным отцом Джеймсом Уокером, принятым на службу Екатериной II придворным живописцем. Аткинсон учился у старшего родственника — известного мастера репродукционной гравюры. Молодой художник путешествовал, рисовал с натуры панорамные виды Санкт-Петербурга, написал для Павла I живописные полотна «Крещение Руси» и «Мамаево побоище» После двадцатилетнего пребывания в Российской империи Аткинсон и Уокер вернулись в Англию, где занимались издательской деятельностью. Так был создан альбом гравюр в технике акватинта с рисунков, сделанных в России.
Увидеть гравюры, а также познакомиться с выставкой «Русская свадьба. Традиции и обряды», в филиале Исторического музея в Туле можно будет до 14 августа 2024 года.
08.07.2024
День семьи, любви и верности в Год семьи в филиале Исторического музея в Туле отметили торжеством в честь супругов, проживших не один десяток лет вместе. Так Сергей и Инна Илюшкины, Андрей и Жанна Кузнецовы скоро отметят 30 лет совместной жизни, Александр и Людмила Чумичевы, как и Игорь и Елена Головенкины, уже 40 лет вместе, Сергей и Ирина Мерцаловы — 45, а у Вячеслава и Ольги Ткачевых грядет золотой юбилей.
Праздник прошел на выставке «Русская свадьба. Традиции и обряды». Семейным парам было приготовлено «испытание», для прохождения которого пришлось вспомнить свадебные традиции и обряды, в том числе и связанные с тульским краем.
Приветствовали семейные пары заместитель председателя комитета по делам записи актов гражданского состояния и обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области Татьяна Рязанова, председатель Тульской областной Думы Николай Воробьев, генеральный директор АО «НПО «Сплав» Ринат Идрисов.
Супруги Мерцаловы в ответ на поздравления передали музею семейную реликвию, передававшуюся из поколения в поколения. Деревянной шкатулке, отделанной «кружевом» из бересты, больше 100 лет.
«Мы хотим, чтобы дорогой нам предмет, хранящий тепло нашей большой семьи, находился в музее, который мы очень любим», — рассказала Ирина Мерцалова.
Величальные песни и хоровод для супругов исполнил фольклорный ансамбль «Услада». Артисты вручили виновникам торжества куклы-обереги.
Выставка «Русская свадьба. Традиции и обряды» в филиале ГИМ в Туле работает до 14 августа 2024 г.
21.06.2024
В XVIII веке обувные пряжки были популярным аксессуаром и ярким акцентом, преображавшим вид одной и той же пары обуви. Пряжки могли многое рассказать о статусе человека, его положении в обществе или о ситуации, к которой подобран наряд.
Самые роскошные пряжки изготавливали из золота и серебра, более дешевые и простые версии — из латуни и других металлических сплавов. Украшением могли служить различные материалы: например, перламутр, слоновая кость, эмаль, стразы, полудрагоценные и драгоценные камни.
Пряжки из собрания ГИМ лаконичны, но весьма эффектны: они выполнены из медного сплава и украшены цветочными мотивами. Отдельного упоминания заслуживает их внушительный размер: 11,5 см в длину и 8,6 см в ширину.
04.06.2024
Летнюю программу в филиале Исторического музея в Туле открывает акция «Счастливые часы». С 1 июня по 14 августа 2024 года стоимость билета на выставки по вечерам в будни снижена. Сэкономить на посещении музея можно по понедельникам — четвергам с 17:00 до 18:30, по пятницам — с 18:00 до 20:30. Условие одно: билет по льготной цене в указанные часы можно приобрести только в кассах музея.
Дешевле летом в «счастливые часы» обойдутся и экскурсии по выставкам. Расписание уточняйте по телефону +7 (4872) 77 31 65.
В летние месяцы в филиале Исторического музея в Туле работают выставки «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII – XIX веков» и «Русская свадьба. Традиции и обряды». В середине августа туляки и гости города увидят новую экспозицию «Забытая война. Ратная палата и Государственный исторический музей— хранители памяти», посвященную 110-й годовщине с начала Первой мировой войны.
В рамках проекта «Музейное лето в Туле» филиал ГИМ продолжает цикл просветительских мероприятий: это лекции, мастер-классы, творческие встречи с писателями и коллекционерами, а также специальные программы, приуроченные к выставке «Русская свадьба. Традиции и обряды» и году семьи. 8 июля 2024 года, в День семьи, любви и верности, в музее будут чествовать семейные пары, прожившие в счастливом браке не один десяток лет.
Программа мероприятий «Музейного лета в Туле»
9 августа 2024 г. в 18:00
Экскурсия от куратора выставки «Русская свадьба. Традиции и обряды», 12+*
10 августа 2024 года в 14:00
Лекция «Русские традиционные свадебные наряды и украшения на рубеже XIX–XX веков», 14+
* — на экскурсии от куратора акция «счастливые часы» не распространяется.
В программе возможны изменения. Билеты на мероприятия можно оплатить Пушкинской картой.
31.05.2024
Специальный показ парадной именной шпаги пройдет в рамках выставки «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков». Клинок германской работы, эфес сделан мастерами Тульского оружейного завода в XVIII веке. Парадное оружие принадлежало герцогу Фридриху Людвигу Александру Вюртембергскому.
В XVIII веке, перестав быть оружием боевым, шпага стала частью мужского придворного костюма — символом благородного происхождения. Парадные шпаги характеризовали своего владельца, так как делались на заказ. Выполняли подобные заказы и тульские оружейники. Востребованность парадного оружия императорским двором и состоятельной русской аристократией была высокой и стала стимулом для создания художественных шедевров.
С начала XVIII в. тульские мастера поставляли сабли, шпаги, тесаки, палаши. Клинок делали из простой или дамасской стали. Офицерское оружие оформляли не хуже, чем в Европе, парадное же оружие и вовсе было драгоценным. Клинки украшались травленым или гравированным узором, надписями-девизами. Однако красоту клинка зачастую скрывали ножны. Поэтому оформлению эфеса уделялось главное внимание. Для изготовления эфесов шпаг использовали золото, серебро, драгоценные камни.
В последней четверти XVIII века тульские мастера начали широко применять один из самых эффектных способов обработки стали — огранку. Техника стальной огранки заключалась в следующем: вручную отковывался маленький стальной «гриб» с полусферической граненой «под алмаз» головкой, которую полировали. «Алмазы» крепили на поверхности предмета, расклепывая ножку в специальных отверстиях на оборотной стороне поверхности. Иногда на ножке делали резьбу и ввинчивали ее в отверстие. Стальные «каменья» могли быть овальными или шаровидными, размер граненых стальных бусин составлял от 0,5 до 5 мм, в одном изделии их могло быть более тысячи.
Как раз в технике алмазного гранения и выполнена гарда шпаги, которую гости музея смогут увидеть с 30 мая на выставке «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков». Передняя дужка гарды переходит в крестовину, на которой закреплены свободно свисающие веточки из стальных граненых бусин. Стальной клинок с обеих сторон украшен гравированным растительным орнаментом. С правой стороны на полотне клинка есть надпись «FRIEDRIGH LUDEWIC ALEXANDER HERZOG V: WURTEMBERG» и изображен античный воин с копьем.
Герцог Фридрих Людвиг Александр Вюртембергский (1756–1817) — родной брат императрицы Марии Фёдоровны, дядя Александра I и Николая I.
15.05.2024
Пять перстней дополнили экспозицию, посвященную мужской европейской моде 1770–1830-х годов. В этот период количество украшений в мужском гардеробе существенно сокращалось, и перстень оставался одним из немногих допустимых аксессуаров.
Перстни делали из золота, серебра, меди, железа, олова, украшали различными узорами, насечками, монограммами и фамильными гербами. Утром считалось приличным носить перстень-печатку, который имел не только декоративное, но и практическое значение: с его помощью делали оттиск на сургуче при запечатывании письма.
Известно, что А. С. Пушкин носил золотой перстень-печатку с восьмиугольным сердоликом, который считал своим талисманом.
Четыре перстня-печатки с изображениями гербов из собрания ГИМ выполнены из посеребренного медного сплава. Еще один перстень украшен овальной вставкой из сургуча под стеклом. На стекле — контррельф в виде античной женской фигуры с лирой в руках, сбоку нанесена резная надпись на греческом языке.
12.05.2024
В филиале Исторического музея в Туле 12 мая 2024 года отметили Красную горку. В народный праздник, который отмечают через неделю после Пасхи, на выставке «Русская свадьба. Традиции и обряды» состоялась церемония государственной регистрации брака. Супругами стали Николай и Евгения Ежовы. Органично соединить официальную церемонию и народный праздник удалось сотрудникам комитета по делам ЗАГС Тульской области и сотрудникам музея.
«Мы выбрали Красную горку, потому что это традиция. Наше знакомство началось со свадьбы друзей. И переросло сегодня в новую семью. Предложение расписаться в музее, на выставке, посвященной свадьбе, нам пришлось по душе. Всё здорово!» — поделились впечатлениями молодожены.
Красная горка — дохристианский праздник, встреча весны. Гуляния проходили на высоких местах — горках, просохших от вешних вод. С принятием христианства праздник начали отмечать в соответствии с церковным календарем. На Руси сложился обычай на Красную горку играть свадьбы.
Праздничное действие в филиале ГИМ в Туле в соответствии с традициями началось с величальных песен жениха и невесты в исполнении фольклорного ансамбля Тульской областной филармонии «Услада». Гости молодоженов и посетители выставки услышали также свадебный плач по невесте — обязательный элемент русского свадебного обряда. Новоиспеченные муж и жена накормили друг друга свадебным караваем. В честь новой семьи прозвучали добрые слова и поздравления от родных и близких, почетных гостей.
В свадебном хороводе и кадрили, традиционных для праздника играх приняли участие родственники и близкие молодоженов, а также почетные гости.
Выставка «Русская свадьба» в филиале Исторического музея в Туле посвящена забытым и во многом утраченным традициям русского народа и представляет собой «путешествие» по свадебному обряду от знакомства до свадебного пира.
Экспозиция работает до 19 августа 2024 года.
08.05.2024
Исследовательская работа тульских школьников в рамках международного проекта «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба», выполненная при методической помощи специалистов Государственного исторического музея, была представлена в филиале ГИМ в Туле. На встрече педагоги, школьники и научные сотрудники музея обсудили вопросы проектной деятельности, посвященной сохранению памяти о Великой Отечественной войне.
Старшеклассники детально познакомились с особенностями научно-исследовательской работы, узнали, как можно использовать в работе памятники, хранящиеся в Государственном исторического музее.
Проект «Туляки — освободители Беларуси в годы Великой Отечественной войны», подготовленный учащимися Центра образования № 40 им. И. А. Дементьева города Тулы при методической поддержке ГИМ, стал победителем основного этапа международного конкурса «Россия и Беларусь: общая история и общая судьба». Представители команды рассказали о работе над медиапроектом, ее результатами. Видеоролик об этом процессе, представленный на встрече, также можно считать методическим пособием. Законченный проект даст начало новому исследованию. Школьники намерены проследить судьбу не только туляков — защитников Белоруссии, чьи фамилии им удалось установить, но и узнать больше о белорусах, защищавших Тулу.
Конкурс исследовательских работ для российских и белорусских школьников «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» проводят Центр международного сотрудничества Министерства просвещения России и Государственный исторический музей. В нем принимают участие ученики образовательных учреждений, входящих в Ассоциацию школ Российской Федерации и Республики Беларусь. В 2024 году темой исследовательского конкурса стал Диалог культур. Второй этап проекта завершится 17 мая. Победителей ждет поездка в Калининград на международную конференцию.
26.04.2024
Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Свадьба и рождение семьи —направлены на продолжение рода, а, значит, продолжение многовековой истории государства.
«В Год семьи мы не сомневались, какую выставку открыть в нашем филиале в Туле. Конечно, она должна быть посвящена свадьбе, с которой начинается семья, семейным устоям, семейному очагу. Важно не только знать, но и продолжать их с детьми и внуками. Где, как не в Туле, в Музейном квартале, рассказывать об этом? Мы делали выставку так, чтобы она была понятна всем: и старшему поколению, и юному. Посетители узнают что-то новое, а может и вспомнят, что проходило во время их свадебных торжеств», —отметил генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
В церемонии открытия экспозиции принял участие губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Губернатор поблагодарил Исторический музей за идею провести такую выставку и в целом за реализацию масштабных проектов на Тульской земле. «Сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции. Уверен, что в том году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин.
Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа. При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде.
Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе — иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году. Среди экспонатов выставки — «брачные» документы: книги брачных обысков Николо-Зарецкой (XVIII век) и Богородицко-Рождественской церкви Тулы (конец XIX века).
В мультимедийной части выставки представлены фрагменты этнографических записей на пленку старинных свадебных обрядов первой половины и середины XX века, старые фотографии, видеорассказы хранителей о предметах, представленных в экспозиции, игровая программа. Впервые в филиале в экспозиции частично использован электронный этикетаж.
В процессе подготовки к выставочному проекту, посвященному теме семьи, музей получил свыше 110 фотографий от туляков, на которых запечатлены различные моменты главного семейного торжества. Семейные снимки присылали не только непосредственные герои события, но их дети и внуки. Самый старый «свадебный» документ датирован 1879 годом. Все снимки вошли в мультимедийный альбом выставки.
Экспозиция будет работать до 19 августа 2024 года.
21.03.2024
Филиал Исторического музея в Туле начинает серию специальных показов к выставке «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков». Оригинальные экспонаты, не вошедшие в основную экспозицию, расширят представления о предметах, бывших обязательными в обиходе модников два века назад.
В это время в России была популярна культура дендизма, разные стороны которой представляли Джордж Гордон Байрон и Джордж Браммел. Костюм был лишь одним из признаков дендизма, но самым считываемым обществом. Денди усовершенствовали английский загородный стиль одежды, придав ему необходимый лоск и элитарность.
В это время модники освоили не только очки и лорнет, но и складные зрительные трубы. Их использовали преимущественно в театре, рассматривая дам в удаленных ложах как прямо, так и тайно. Для тайного подглядывания существовали специальные зрительные трубы – полемоскопы. При помощи встроенного под углом зеркала в отверстие сбоку, например в театре, смотря на сцену, можно было обозревать зрительный зал. Одну из таких труб с инкрустированным корпусом и складной позолоченный футляр к ней посетители рассмотрят в ходе спецпоказа.
В ходе первого специального показа посетители познакомятся с деталью туалета модника-денди – зрительной трубой. «Карманные» оптические приборы – очки, лорнеты, зрительные трубы – играли значительную роль в поведении мужчины и были неотъемлемой частью светского времяпрепровождения. Достаточно сказать, что приличия в России запрещали младшим по возрасту или чину смотреть через очки на старших: это воспринималось как отчаянная дерзость. Открытый вызов – это типичная черта поведения денди в обществе.
11.03.2024
11 марта 2024 года исполнилось 200 лет со дня рождения археолога, историка, почетного члена Петербургской Академии наук (1857), основателя и председателя Московского археологического общества и организатора Всероссийских археологических съездов, одного из основателей Исторического музея графа Алексея Сергеевича Уварова.
Алексею Сергеевичу Уварову, который всемерно способствовал тому, чтобы сделать археологию настоящей наукой, посвящена планшетная выставка в Музейном дворе филиала Исторического музея в Туле. Экспозиция знакомит с биографией исследователя, научной и общественной деятельностью как Уварова, так и его супруги и помощницы, продолжившей дело мужа.
В оформлении выставки использованы фотографии памятников из собрания ГИМ.
14.02.2024
Экспозиция ярко демонстрирует смену эстетических идеалов и предпочтений модников прошлого как норму и безусловную ценность для людей того времени. Таким образом авторы выставки постарались сделать чуть ближе и понятнее как ушедшую эпоху в целом, так и облик, поступки, пристрастия конкретного человека.
На выставке представлено порядка 250 экспонатов из фондов Государственного исторического музея. Это предметы одежды — кафтаны, фраки, жилеты; украшения — кольца, пуговицы, шатлены, башмачные пряжки; модные аксессуары — табакерки, лорнеты, зрительные трубки, часы, несессеры, шпаги; приспособления по уходу за внешностью, представляющие собой произведения искусства. Модные картинки — предшественники современного глянца. Портреты представителей высшего сословия, закрепившие различные мужские образы. Многие предметы показаны впервые.
В рамках выставки «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков» российская социальная сеть LOOKY представила проект «Нейрокостюм. Историческая мода». Каждый посетитель выставки посредством нейроаватара может «примерить» платье, которое носили два века назад. Разработчики предусмотрели варианты и для дам, и для кавалеров. Технологичное дополнение выставки — «прочтение» искусственным интеллектом исторической эпохи, которой принадлежат оригинальные предметы выставки из фондов Государственного исторического музея.
Выставка «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII–XIX веков» будет работать до 15 июля 2024 года включительно.
08.02.2024
На выставке «Шедевры Императорского стеклянного завода» 8 февраля 2024 года начнется специальный показ предметов из «Банкетного» сервиза с марьяжным вензелем «АМ». Фужеры, бокал и компотница входили в парадный сервиз, изготовленный к свадьбе великого князя наследника цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, и датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар, в православии Марии Федоровны, будущей российской императрицы. Венчание состоялось осенью 1866 года.
Изделия из бесцветного хрусталя и с оригинальным эмалевым декором на золотой фольге выполнены мастерами Императорского стеклянного завода в 1866 году.
«Банкетные» сервизы, первый из которых был, по-видимому, создан для императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, неординарны и сложны в изготовлении. Посудные формы украшены эмалевыми медальонами, заключенными между стеклянными стенками сосудов. В медальонах на фоне горностаевой мантии под великокняжеской короной помещались монограммы великих князей и княжон. Известно, что подобные сервизы изготавливались к бракосочетаниям членов Царствующего дома.
23.01.2024
В мероприятии приняли участие представители регионального отделения Всероссийского общества глухих, тульской областной библиотеки для слепых, педагоги школ, в том числе специалисты профильных учреждений, которые работают с детьми с ментальной инвалидностью, а также глухими и слабослышащими детьми, представители музейного сообщества.
Специалисты филиала поделились опытом реализации инклюзивных программ и рассказали о самом главном проекте 2023 года – обучении незрячих гидов в рамках сотрудничества с благотворительным фондом «Свет».
В 2023 году Исторический музей выиграл грант благотворительного фонда «Свет» на реализацию проекта «ГИМ. Доступно. Соучастие», главная цель которого – соучастие людей с инвалидностью в разработке музейных программ. В филиале ГИМ в Туле в рамках проекта с сентября по декабрь минувшего года проводилось обучение экскурсионной методике семи незрячих волонтёров. С волонтёрами работали методисты музея, которые познакомили участников со спецификой экскурсионной работы. Специально для экскурсий по выставке «Ars Botanica» были изготовлены тактильные модели памятников из собрания Государственного исторического музея. В 2023 году филиал ГИМ в Туле пополнился 21 тактильным экспонатом.
Незрячие волонтеры филиала провели четыре экскурсии по выставке «Ars Botanica», одна из них была для незрячих и слабовидящих посетителей. В минувшем году в филиале Исторического музея в Туле прошло 24 мероприятия для посетителей с инвалидностью. В них приняли участие 242 человека, в том числе 114 детей с инвалидностью.
Участники встречи «Доступная история. Музей для всех» обсудили возможные форматы работы с детьми с особенностями интеллектуального развития: мастер-классы, квесты, циклы музейных занятий; постепенно они будут внедряться в работу. Уже сейчас в филиале для работы с этой аудиторией есть специальные сенсорные сумки, содержимое которых помогает детям преодолевать, например, свето-шумовые трудности, если они возникают во время экскурсии.
В ходе разговора была обозначена проблема необходимости подготовки музейных специалистов региона по работе с глухими и слабослышащими. По мнению всех сторон необходим комплексный подход к подготовке музейных кадров для взаимодействия с данной аудиторией. Всего в 2023 году филиал посетили 753 человека с инвалидностью.
01.12.2023
В 2024 году филиал Исторического музея покажет пять выставок. Подробности рассказал на пресс-конференции в Туле 1 декабря 2023 года генеральный директор ГИМ А. К. Левыкин. Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Константинович коротко рассказал и о результатах трехлетней деятельности музея.
«Когда создавался филиал, мы изначально отказались от создания постоянной экспозиции. Считаем, что именно формат временных выставок позволит нам наиболее широко представить и наше собрание, и удовлетворить интересы туляков и гостей города. Для Тулы мы специально готовим выставочные проекты, проводим специальные показы. В каждый проект стараемся включать памятники, связанные с историей региона. А зачастую получается так, что «тульские» экспонаты требуются и для концептуального решения выставки», — отметил А. К. Левыкин.
Откроет 2024 год в филиале Исторического музея в Туле экспозиция, посвященная истории мужской европейской моды 1770–1830-х годов. За шестьдесят лет происходит смена крупных культурных парадигм, утверждаются новые модели мужской телесности и новые стереотипы поведения. Этот период — время экспериментов; он отличается сложностью и неоднородностью. Выставка продемонстрирует смену эстетических идеалов и предпочтений модников прошлого не в качестве забавных курьезов и странностей, а как норму и безусловную ценность для людей того времени.
Центральным в Год семьи обещает стать проект «Русская свадьба». Выставка познакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напомнит об их истоках и содержании. Посетители увидят памятники декоративно-прикладного искусства из собрания Исторического музея, в том числе предметы повседневного быта, связанные со свадебным обрядом, живописные полотна, костюмы.
Выставка уникального собрания французских часов будет кратким экскурсом в историю часового производства Франции более чем за два столетия. Любителей техники удивят часы в виде паровоза и различных машин, часы с обнаженными механизмами — скелетоны.
В конце года экспозиция «От Возрождения до модерна. Шедевры художественного серебра» представит процесс развития художественных стилей в европейском ювелирном искусстве. Музей покажет шедевры ювелирного искусства, выполненные лучшими мастерами в крупнейших художественных центрах Европы — Германии, Франции, Англии.
На 2024 год запланирован старт долгосрочной программы, в рамках которой в тульском филиале ГИМ будут представлены выставки из собраний крупнейших российских музеев.
01.12.2023
Расширенный Совет отделения Российского исторического общества в Тульской области состоялся 1 декабря 2023 года в филиале ГИМ. Заседание было посвящено десятилетию отделения, созданного в 2013 году на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В мероприятии приняли участие председатель Правления Российского исторического общества, председатель Фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев, член Президиума Российского исторического общества, представитель аппарата мэра и правительства Москвы по вопросам культурного сотрудничества с новыми субъектами Российской Федерации Александр Кибовский, а также член Президиума Российского исторического общества, генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
«Тульское отделение, десятилетие которого мы сегодня отмечаем, — одно из наиболее активных, творческих, последовательно проводящих историческое просвещение, — отметил Руслан Гагкуев. — Какие бы задачи не стояли, мы всегда знаем, что тульские коллеги всегда помогут, они успешно работают с самыми сложными и интересными проектами. Международная молодежная историческая школа, которая прошла в Туле в минувшем году, стала одной из лучших за все время ее проведения. Уверены, что и дальше коллеги успешно продолжат свою деятельность».
«Рад приветствовать вас в Историческом музее, — поздравляя коллег, сказал Алексей Левыкин. — Юбилей, который мы сегодня отмечаем, очень важен. Потому что Исторический музей и его филиал в Туле — неразрывная часть истории, Российского исторического общества. Для нас сейчас особое значение имеет то, что мы храним и то, что и как мы показываем и рассказываем людям. Сейчас музей много внимания уделяет просветительским программам для молодежи. Большую их часть мы ведем вместе с Российским историческим обществом, и это закономерно».
На заседании совета отделения были подведены итоги и определены перспективы деятельности отделения РИО в Тульской области.
30.11.2023
Межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование и развитие российского музейного сообщества: история, формы сотрудничества, перспективы» прошла 30 ноября 2023 года в тульском филиале Исторического музея. Научное мероприятие приурочено к 45-летию начала работ Государственного исторического музея по созданию на Куликовом поле первой музейной экспозиции, посвященной Мамаеву побоищу 1380 года.
Государственный исторический музей и Музей-заповедник «Куликово поле» связывает многолетний опыт совместной научно-исследовательской работы в области сохранения и презентации историко-культурного наследия. Так начало комплексному изучению Куликова поля и его окрестностей положила Верхне-Донская археологическая экспедиция, инициатором которой был историк, археолог, директор ГИМ с 1992 по 2010 годы, президент Исторического музея с 2010 по 2022 год Александр Шкурко.
«Тема конференции, которую организовали музеи-друзья, музеи соратники, представляется актуальной и востребованной для современного музейного сообщества. Опыт развития музейного дела и выстраивания тесных научных связей между специалистами ведущих хранилищ культурных ценностей страны бесценен. Полагаю, что обсуждение заявленных коллегами тем выступлений будет способствовать укреплению межмузейных коммуникаций и дальнейшему развитию научно-исследовательской и просветительской деятельности», — отметил в приветственном слове участникам генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Директор Музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко, открывая мероприятие, ярко проиллюстрировал принципы межмузейного сотрудничества: «Хорошо помню, как на открытие маленького музея «Тульские древности» приехал Александр Иванович Шкурко. Для Тулы это было огромное событие. Тогда Александр Иванович заметил, что очень важно, что в провинции у Исторического музея появилась своя выставочная площадка. Для на с эти слова стали знаменем, с которым мы пошли на штурм имущественных проблем при создании Музея-заповедника «Куликово поле». И мы добились своего. Теперь у ГИМ есть филиал в Туле, мы соседи, и складывающаяся дружба обещает быть не просто плодотворной».
В работе конференции приняли участие директора Государственного Дарвиновского музея, Музея Транспорта Москвы, представители Государственного мемориального музея А. В. Суворова, Музея-заповедника «Казанский Кремль», Государственного Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, Сахалинского областного краеведческого музея, Политехнического музея, Тульского историко-архитектурного музея, специалисты в области профессиональных музейных медиа, исследователи.
Участники обсудили вопросы, проблемы и перспективы межмузейного сотрудничества, обмена профессиональным опытом, формирования культуры соучастия и консолидации творческих сил в работе над проектами различного уровня как в государственных, так и региональных, муниципальных и частных музеях.
Второй день конференции пройдет в Музейном комплексе «Куликово поле» в Моховом.
16.11.2023
Проект выставки «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX века» стал победителем международной премии «Золотой Трезини-2023» в номинации «Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции». Художник и автор проекта выставки, которая сейчас проходит в филиале Исторического музея в Туле, — художник и конструктор декораций для театра и кино, доцент кафедры технологии художественного оформления спектакля Школы-студии МХАТ Ольга Медведева. Церемония награждения победителей прошла накануне в Санкт-Петербурге.
Выставка «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX в.» погружает посетителей в атмосферу ландшафтного дворцового парка конца XVIII века. Настенные росписи зала выполнены по мотивам нескольких натурных акварельных рисунков Андрея и Павла Болотовых, сделанных в парке дворца в Богородицке Тульской губернии. Альбом «Богородицк. Виды имения Бобринских» с 80-тью рисунками отца и сына Болотовых хранится в собрании Государственного исторического музея. Витрины выставки одновременно напоминают и садовые клумбы, и садовую мебель.
Это уже вторая выставка Ольги Медведевой, которую она оформляет в филиале Исторического музея в Туле. Первой была экспозиция «Романовы», ставшая номинантом той же премии в прошлом году.
Международная архитектурно-дизайнерская премия «Золотой Трезини» основана в 2018 году и названа в честь русского зодчего Доменико Трезини. Цель премии — музеефикация наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации, сценографии и музейного дела. В жюри входят представители дипломатического корпуса разных стран, органов власти, академической среды, деятелей культуры и искусства, а также профессионалов в сфере архитектуры, дизайна, сценографии и музейного дела.
04.11.2023
В филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Шедевры Императорского стеклянного завода XIX – начала XX в. из собрания Исторического музея». Туляки и гости региона впервые увидят коллекцию произведений искусства Императорского стеклянного завода из отдела керамики и стекла ГИМ.
«Большинство экспонатов впервые покинули здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Есть здесь и такие произведения искусства Императорского стеклянного завода, что выставляются впервые», — отметил на открытии заместитель генерального директора по науке Андрей Дмитриевич Яновский.
Все изделия, представленные на выставке, изготовлены по заказам Императорского двора. Это предметы для сервировки стола и украшения интерьеров, украшавшие дворцы представителей Российского Императорского Дома и аристократических фамилий Империи.
Посетители выставки, знакомясь с редчайшими образцами изделий мастеров Императорского стеклянного завода (ИСЗ), узнают и об особенностях ампира, историзма и модерна как художественных стилей. Каждый нашел отражение в шедеврах ИСЗ.
Проекты изделий Императорского стекольного завода разрабатывали ведущие художники своего времени, готовые произведения всегда отличались безупречным мастерством и стилем. Императорский стеклянный завод был также неизменным участником всероссийских и всемирных выставок, создавая для них произведения, демонстрирующие достижения России в этой промышленной отрасли.
Выставка работает до 1 апреля 2024 года.
30.08.2023
29 августа 2023 года в филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX века». Более 170 различных предметов, сделанных из бисера или украшенных им, а также произведения живописи представлены в экспозиции.
На протяжении веков растения — один из самых популярных мотивов в искусстве. Мастеров в них привлекают красота, богатство форм и оттенков. Однако, помимо визуальной составляющей, цветы способны передавать послания исключительной деликатности и двусмысленности. Они могут «говорить» о любви, памяти, тщеславии, политике.
Именно такое метафоричное восприятие цветов было в первой трети XIX века. Умение понимать и говорить на «языке цветов» было частью воспитания, обязательным элементом частной и общественной жизни. Цветами объяснялись в чувствах, которые иначе не могли быть произнесены, с их помощью демонстрировали политические и философские взгляды. Флористические коды стали частью повседневной жизни.
«Язык цветов» нашел отражение и в рукоделии — в том числе в бисере, увлечение которым было в то время поистине всеобъемлющим. Используя бисер, вышивали, вязали, плели ридикюли, кошельки, пояса, туфельки, бумажники, трубки, табачницы, подстаканники, бювары, чернильницы, шкатулки, скатерти и даже обивку для мебели и канделябры. Сроки проведения выставки «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX в.»: 29 августа 2023 г. – 15 января 2024 г.
Выставка проходит при участии Тульского музейного объединения.
29.03.2023
Выставка «Драгоценные ордена. Из собрания Государственного исторического музея» открылась 28 марта в тульском филиале ГИМ. На выставке представлены 180 экспонатов, рассказывающих о наградных системах России, государств Европы, Востока и Азии. Это ордена, орденские знаки, монеты, печати, наградное оружие, подлинные мундиры XIX–XX веков, живописные полотна.
«Государственный исторический музей обладает уникальной коллекцией нумизматики, в том числе и памятниками фалеристики. На выставке представлена эволюция формирования наградной системы. Кроме того, ордена — это еще и уникальная работа мастеров-ювелиров», — отметил директор ГИМ Алексей Левыкин.
Посетители экспозиции увидят комплекс наград Российской империи. Это звезда, знак ордена и цепь ордена Св. Андрея Первозванного — первого российского ордена, учрежденного Петром I; звезда и знак ордена Святой Екатерины; звезда и знаки ордена Святого Станислава; звезда и знак ордена Святой Анны; колодка полного георгиевского кавалера; знак ордена Святого Георгия IV степени на ленточке, принадлежавший генералу Михаилу Скобелеву, а также наградное оружие. Живописные полотна — портреты — помогают понять, каким образом награды было принято носить в особо торжественных случаях.
Награды европейских государств представлены старейшими династическими орденами, общими для стран Европы, и государственными — например, орденом Золотого Руна, и Почетного Легиона, знаком ордена Бани (командорским крестом).
Мультимедийное сопровождение экспозиции позволяет детально рассмотреть отдельные награды, а также миниатюрные копии, так называемые «фрачники».
Выставка «Драгоценные ордена» работает до 31 июля 2023 года.
01.03.2023
С 1 марта 2023 года посетители выставки «Купеческий портрет XVIII – начала ХХ века» в филиале Исторического музея в Туле наряду с официальными бумажными денежными знаками, имевшими хождение в стране, смогут увидеть фальшивую ассигнацию. Это денежный знак достоинством в 25 рублей, напечатанный в 1810 году.
Внимательных посетителей филиала Исторического музея в Туле ждет настоящее исследование. Сравнение фальшивой и настоящих ассигнаций приведет к неожиданным выводам и откроет новые подробности эпохи Отечественной войны 1812 года.
Выпуск фальшивок был санкционирован Наполеоном перед войной с Российской империей. Секретная работа по подделке русских ассигнаций проходила с 1810 года в Министерстве полиции Франции. Качество фальшивок было высоким, а количество — огромным. Во время Русского похода фальшивыми ассигнациями планировалось в том числе и оплачивать закупаемые у крестьян фураж и продовольствие. Однако население зачастую отказывалось вступать в сделки с неприятелем, да и доверия среди народа бумажным деньгам было небольшое. Но фальшивки все же оказались в обращении в России и имели хождение и после Отечественной войны.