Просим вас пройти опрос о качестве работы музея. Ваше мнение поможет нам стать лучше!
16.11.2023
Проект выставки «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX века» стал победителем международной премии «Золотой Трезини-2023» в номинации «Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции». Художник и автор проекта выставки, которая сейчас проходит в филиале Исторического музея в Туле, — художник и конструктор декораций для театра и кино, доцент кафедры технологии художественного оформления спектакля Школы-студии МХАТ Ольга Медведева. Церемония награждения победителей прошла накануне в Санкт-Петербурге.
Выставка «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX в.» погружает посетителей в атмосферу ландшафтного дворцового парка конца XVIII века. Настенные росписи зала выполнены по мотивам нескольких натурных акварельных рисунков Андрея и Павла Болотовых, сделанных в парке дворца в Богородицке Тульской губернии. Альбом «Богородицк. Виды имения Бобринских» с 80-тью рисунками отца и сына Болотовых хранится в собрании Государственного исторического музея. Витрины выставки одновременно напоминают и садовые клумбы, и садовую мебель.
Это уже вторая выставка Ольги Медведевой, которую она оформляет в филиале Исторического музея в Туле. Первой была экспозиция «Романовы», ставшая номинантом той же премии в прошлом году.
Международная архитектурно-дизайнерская премия «Золотой Трезини» основана в 2018 году и названа в честь русского зодчего Доменико Трезини. Цель премии — музеефикация наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации, сценографии и музейного дела. В жюри входят представители дипломатического корпуса разных стран, органов власти, академической среды, деятелей культуры и искусства, а также профессионалов в сфере архитектуры, дизайна, сценографии и музейного дела.
04.11.2023
В филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Шедевры Императорского стеклянного завода XIX – начала XX в. из собрания Исторического музея». Туляки и гости региона впервые увидят коллекцию произведений искусства Императорского стеклянного завода из отдела керамики и стекла ГИМ.
«Большинство экспонатов впервые покинули здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Есть здесь и такие произведения искусства Императорского стеклянного завода, что выставляются впервые», — отметил на открытии заместитель генерального директора по науке Андрей Дмитриевич Яновский.
Все изделия, представленные на выставке, изготовлены по заказам Императорского двора. Это предметы для сервировки стола и украшения интерьеров, украшавшие дворцы представителей Российского Императорского Дома и аристократических фамилий Империи.
Посетители выставки, знакомясь с редчайшими образцами изделий мастеров Императорского стеклянного завода (ИСЗ), узнают и об особенностях ампира, историзма и модерна как художественных стилей. Каждый нашел отражение в шедеврах ИСЗ.
Проекты изделий Императорского стекольного завода разрабатывали ведущие художники своего времени, готовые произведения всегда отличались безупречным мастерством и стилем. Императорский стеклянный завод был также неизменным участником всероссийских и всемирных выставок, создавая для них произведения, демонстрирующие достижения России в этой промышленной отрасли.
Выставка работает до 1 апреля 2024 года.
30.08.2023
29 августа 2023 года в филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX века». Более 170 различных предметов, сделанных из бисера или украшенных им, а также произведения живописи представлены в экспозиции.
На протяжении веков растения — один из самых популярных мотивов в искусстве. Мастеров в них привлекают красота, богатство форм и оттенков. Однако, помимо визуальной составляющей, цветы способны передавать послания исключительной деликатности и двусмысленности. Они могут «говорить» о любви, памяти, тщеславии, политике.
Именно такое метафоричное восприятие цветов было в первой трети XIX века. Умение понимать и говорить на «языке цветов» было частью воспитания, обязательным элементом частной и общественной жизни. Цветами объяснялись в чувствах, которые иначе не могли быть произнесены, с их помощью демонстрировали политические и философские взгляды. Флористические коды стали частью повседневной жизни.
«Язык цветов» нашел отражение и в рукоделии — в том числе в бисере, увлечение которым было в то время поистине всеобъемлющим. Используя бисер, вышивали, вязали, плели ридикюли, кошельки, пояса, туфельки, бумажники, трубки, табачницы, подстаканники, бювары, чернильницы, шкатулки, скатерти и даже обивку для мебели и канделябры. Сроки проведения выставки «Ars Botanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX в.»: 29 августа 2023 г. – 15 января 2024 г.
Выставка проходит при участии Тульского музейного объединения.
29.03.2023
Выставка «Драгоценные ордена. Из собрания Государственного исторического музея» открылась 28 марта в тульском филиале ГИМ. На выставке представлены 180 экспонатов, рассказывающих о наградных системах России, государств Европы, Востока и Азии. Это ордена, орденские знаки, монеты, печати, наградное оружие, подлинные мундиры XIX–XX веков, живописные полотна.
«Государственный исторический музей обладает уникальной коллекцией нумизматики, в том числе и памятниками фалеристики. На выставке представлена эволюция формирования наградной системы. Кроме того, ордена — это еще и уникальная работа мастеров-ювелиров», — отметил директор ГИМ Алексей Левыкин.
Посетители экспозиции увидят комплекс наград Российской империи. Это звезда, знак ордена и цепь ордена Св. Андрея Первозванного — первого российского ордена, учрежденного Петром I; звезда и знак ордена Святой Екатерины; звезда и знаки ордена Святого Станислава; звезда и знак ордена Святой Анны; колодка полного георгиевского кавалера; знак ордена Святого Георгия IV степени на ленточке, принадлежавший генералу Михаилу Скобелеву, а также наградное оружие. Живописные полотна — портреты — помогают понять, каким образом награды было принято носить в особо торжественных случаях.
Награды европейских государств представлены старейшими династическими орденами, общими для стран Европы, и государственными — например, орденом Золотого Руна, и Почетного Легиона, знаком ордена Бани (командорским крестом).
Мультимедийное сопровождение экспозиции позволяет детально рассмотреть отдельные награды, а также миниатюрные копии, так называемые «фрачники».
Выставка «Драгоценные ордена» работает до 31 июля 2023 года.
01.03.2023
С 1 марта 2023 года посетители выставки «Купеческий портрет XVIII – начала ХХ века» в филиале Исторического музея в Туле наряду с официальными бумажными денежными знаками, имевшими хождение в стране, смогут увидеть фальшивую ассигнацию. Это денежный знак достоинством в 25 рублей, напечатанный в 1810 году.
Внимательных посетителей филиала Исторического музея в Туле ждет настоящее исследование. Сравнение фальшивой и настоящих ассигнаций приведет к неожиданным выводам и откроет новые подробности эпохи Отечественной войны 1812 года.
Выпуск фальшивок был санкционирован Наполеоном перед войной с Российской империей. Секретная работа по подделке русских ассигнаций проходила с 1810 года в Министерстве полиции Франции. Качество фальшивок было высоким, а количество — огромным. Во время Русского похода фальшивыми ассигнациями планировалось в том числе и оплачивать закупаемые у крестьян фураж и продовольствие. Однако население зачастую отказывалось вступать в сделки с неприятелем, да и доверия среди народа бумажным деньгам было небольшое. Но фальшивки все же оказались в обращении в России и имели хождение и после Отечественной войны.
09.02.2023
Заключительный спецпоказ в рамках выставки «Античные вазы» в филиале Исторического музея в Туле посвящен фигурным сосудам с обликом животных или божественных персонажей. Фигурные сосуды древние мастера делали из глин, отличавшихся особой пластичностью. Для изготовления зачастую использовались глиняные и гипсовые формы. Затем изделие доводилось до нужной формы вручную. Это становится понятно, если внимательно разглядывать фигурный сосуд в виде свиньи (V в. до н.э.). У фигуры свиньи отдельно сделаны передние ноги, уши, хребет и завиток хвоста, сформовано горло.
Сосуд-свинья — дар Государственному историческому музею Михаила Петровича Боткина, художника, археолога и коллекционера, владевшего уникальной коллекцией произведений прикладного искусства разных эпох.
Один из фигурных сосудов — онохойя, кувшин с трехлепестковым венчиком и ручкой, предназначавшийся для разливания вина, выполнен в виде женской фигуры, сидящей на козле. Сосуд датирован V — началом IV вв. до н.э.
По мнению исследователей, зооморфные и антропоморфные сосуды могли быть храмовой утварью и использоваться в ритуалах.
Фигурные античные сосуды можно увидеть на выставке «Античные вазы» в филиале Исторического музея в Туле с 8 по 13 февраля 2023 г.
24 января 2023 года
24.01.2023
С 26 января 2023 года посетители выставки «Античные вазы» в филиале Исторического музея в Туле смогут увидеть уникальный памятник из собрания ГИМ – древнегреческий терракотовый рельеф с Таманского полуострова.
Долгое время памятник античного искусства, находясь во фрагментарном состоянии в хранилищах Государственного исторического музея, оставался неопубликованным, и только недавно был представлен научной общественности, а затем стал экспонироваться.
По мнению кураторов выставки А. Г. Ломтадзе и Д. В. Журавлева на рельефе изображены два актера в масках силенов или сатиров, несущих на своих плечах третьего актера, в роли Диониса. Вероятно, что на рельефе представлен момент театрального представления в честь Диониса.
Уникальный памятник древности происходит из раскопок городища, расположенного на северо-восточной окраине современного поселка Сенной на Таманском полуострове, который отожествляется с античными Кепами. Рельеф был найден в 1967 году в ходе работ Таманской археологической экспедиции Института археологии РАН СССР под руководством Н. И. Сокольского в разбитом состоянии в мусорном сбросе, заполнявшем цистерну винодельни римского времени.
17.01.2023
2023 год филиал Исторического музея в Туле открывает специальным показом российских и иноземных наград, соответствующих изображенным на портрете Почетного гражданина Тулы, купца 2-й гильдии Александра Степановича Баташева. Спецпоказ проходит в рамках действующей выставки «Купеческий портрет XVIII – начала ХХ века». Посетители увидят подлинные знаки орденов Святого Станислава II степени и Святой Анны III степени, иранские знак ордена Льва и Солнца и его звезду, медали, которых был удостоен тульский предприниматель, а также нагрудные знаки. Памятники датируются XIX – началом ХХ века и хранятся в собрании Исторического музея.
На портрете неизвестного автора из коллекции Тульского музейного объединения — фабрикант-самоварщик, благотворитель, видный деятель российского птицеводства и один из основателей Московского зоопарка изображен при наградах и с нагрудными знаками. Они демонстрируют его вовлеченность в общественно-политическую жизнь Российской империи.
На шее Баташева — знак ордена Святого Станислава II степени, на ленте под воротничком прикреплены два персидских ордена Льва и Солнца, II и III степени, на левой стороне груди — звезды этих орденов. На правом лацкане купца помещены знаки для лиц, состоявших на действительной службе в ведомствах императрицы Марии, и совета детских приютов. Верх левого лацкана украшает знак попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Ниже две медали: золотая — «В память коронации Александра III», и серебряная — «В память освещения Храма Христа Спасителя». На красной же колодке — орден Святой Анны III степени, рядом, в виде красного крестика с якорями, — знак императорского российского общества спасения на водах.
Филиал Исторического музея в Туле предоставляет посетителям возможность познакомиться с разными видами наград Российской империи, а также лучше узнать биографию одного из самых известных туляков.
20.12.2022
С 21 декабря в рамках выставки «Купеческий портрет XVIII – начала ХХ века» демонстрируется портрет одного из самых известных дарителей Государственного исторического музея — коллекционера Петра Ивановича Щукина. Портрет написан в 1900 году художником, фотографом и собирателем российских древностей Андреем Осиповичем Карелиным.
Вместе с портретом будет выставлена и подлинная бессрочная паспортная книжка, выданная в 1905 году Управлением Императорского Российского Исторического музея действительному статскому советнику Петру Ивановичу Щукину.
Петр Иванович Щукин (1853–1912) — крупнейший российский коллекционер. Он сотрудничал с крупными московскими и европейскими антикварами, покупал собрания коллег-коллекционеров, превратился из коллекционера-любителя в коллекционера — знатока и профессионала, респондентами которого были известные ученые России и Европы. Для своей коллекции П. И. Щукин выстроил целый музейный комплекс.
Щукин-собиратель интересовался культурой купечества, ее корнями. Для своего собрания он приобрел ряд народных бытовых портретов. Среди них — портреты торопчанок, которые сейчас можно увидеть на выставке в филиале Исторического музея в Туле.
В собрании П. И. Щукина было немало и тульских вещей. Это оружие, предметы быта — знаменитые кованые белевские ножи, драгоценная утварь. Из его коллекции в Исторический музей попала серебряная икона Казанской Божьей матери — вклад царя Алексея Михайловича в Казанский храм Тулы, стоявший на улице Пятницкой, ныне Металлистов.
В 1905 году свой музей «Российских древностей» Петр Иванович подарил Историческому музею, и до конца жизни Щукин оставался попечителем своего собрания, продолжая содержать его и пополнять коллекции.
14.12.2022
С 15 декабря 2022 года по 23 января 2023 года в рамках выставки «Античные вазы» в филиале Исторического музея в Туле пройдет специальный показ памятников Античности из собрания музея. Туляки и гости города увидят терракотовые фигуры ниобид I в. н.э.
Ниобидами древние греки называли дочерей и сыновей фиванского царя Амфиона и его жены Ниобы, убитых Апполоном и Артемидой. Фигуры, хранящиеся в античной коллекции Государственного исторического музея, ярко иллюстрируют легенду: юноша поддерживает падающего брата; раненый юноша припадает на колено; девушка убегает от стрел… В древности они служили декором деревянного саркофага знатного гражданина Пантикапея и напоминали о быстротечности жизни.
Примечательно, что фигуры были найдены археологической экспедицией графа Алексея Александровича Бобринского, праправнука императрицы Екатерины II Григория Орлова, возглавлявшего Императорскую археологическую комиссию с 1886 по 1917 годы. В 1902 году раскопки под руководством А. А. Бобринского проходили в Таврической губернии, в Керчи (Пантикапей), где и были в одном из некрополей найдены ниобиды.